РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗДЕЛЬНО-ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В МБОУ ГИМНАЗИЯ "ЭВРИКА"

_IGP5601.jpgОсновную задачу обучения мы видим в воспитании гармоничной, развитой в интеллектуальном и личностном плане, творчески и нестандартно мыслящей, владеющей необходимой суммой базовых знаний, умений и навыков, психологически и физически здоровой личности наших детей. Путей и способов реализации этой глобальной задачи на сегодняшний день существует немало. Один из них нам видится в индивидуальном подходе к обучению и воспитанию каждого ученика, с учётом гендерных (то есть различных по признаку пола), особенностей учащихся.

 

 Практически каждый учитель основное внимание уделяет различиям, которые интуитивно ощущаются между нашими учащимися - мальчиками и девочками. Все мы знаем, что между полами существует огромная дистанция, и видим собственными глазами, что мальчики и девочки учатся по-разному.

В настоящее время психологическая теория и практика обратилась к изучению проблем и особенностей развития девочек и мальчиков, расширила диапазон своих методов, разработала новые подходы в обучении и воспитании полов.

    Еще несколько лет назад идея раздельного обучения и воспитания, казалось, была прочно и глубоко забыта. Но время не стоит на месте, и то, что еще недавно казалось обоснованно забытым, начинает заявлять о себе информацией в научных исследованиях, в опыте подобной работы в разных регионах страны.

     Серьезные научные исследования по вопросу раздельного обучения ведутся в научной лаборатории нейропсихологии и нейрофизиологии ребенка РАО в Санкт – Петербурге; в научном центре психофизиологических и здравоохранительных проблем образования РАО (Сергиев - Посад, руководитель доктор медицинских наук, профессор В.Ф. Базарный)

        В нашей стране уже несколько лет созданы и работают экспериментальные площадки, где на практике проверяется и изучается концепция раздельного обучения. Это ряд детских садов и школ Москвы, Санкт – Петербурга, Сыктывкара, Сургута, Великого Новгорода. В республике Коми в программе участвуют 400 школ, в Ставропольском крае около 100, в Москве – чуть более 10.

     Дети учатся не в разных школах (отдельно для мальчиков, отдельно для девочек), а в параллельных классах на базе одного учебного заведения. Именно такая форма позволяет избегать недостатков раздельного обучения, сохраняя его преимущества.

   В 2006 году,  изучив опыт работы других школ нашей страны с раздельным обучением мальчиков и девочек, исследования учёных, которые занимаются данной проблемой, в нашей гимназии были впервые организованы классы с раздельным обучением.

    Мы считаем, что раздельное образование - это шаг, приближающий нас к индивидуальному, творческому воспитанию ребёнка. Поэтому методология раздельного обучения направлена на максимальную индивидуализацию образовательного процесса. Мальчики и девочки воспринимают мир по-разному. Поэтому учебный процесс в целях повышения качества обучения должен быть выстроен в разном режиме и с разными нагрузкам.

Открывая в гимназии классы мальчиков и девочек, мы ставили перед собой следующие задачи:

  • Создание и апробация технологии дифференцированного обучения и воспитания мальчиков и девочек в условиях современной школы с учётом их психофизиологических и личностных особенностей;
  • Выработка соответствующих форм и методов работы, экспериментальная их проверка;
  • Создание психологически комфортной обучающей и воспитательной среды с учётом гендерных аспектов формирования личности учащихся;
  • Экспериментальная проверка гипотезы о целесообразности введения технологии раздельного обучения в современной школе.

     Создавая классы с раздельным обучением мальчиков и девочек необходимо понимать, что обучение раздельно-параллельное, поэтому на основных уроках мальчики и девочки учатся в разных классах, но в остальном (уроки эстетического цикла, внеклассные и внешкольные мероприятия) живут как один класс. Вместе танцуют и поют, готовятся к конкурсам, выступают на концертах, участвуют в соревнованиях, выезжают на экскурсии и на природу, общаются на переменах и на прогулках во время группы продлённого дня.

    Работая в таких классах уже 9 лет, учителя нашей гимназии пришли к следующим выводам:    

  • При формировании понятий мальчики склонны к дедукции, процесс мышления у них часто начинается с общего принципа, который непосредственно или с помощью вспомогательных понятий затем применяется к частным случаям. По сравнению с девочками дедуктивный процесс у мальчиков идёт намного быстрее. В этом кроется причина того, что мальчики в среднем показывают лучшие результаты в быстрых тестах с заданными вариантами ответов. Девочки склонны отталкиваться от конкретных примеров, их часто легко обучать практическим навыкам, например, устной и письменной речи. Обычно девочки легче, чем мальчики, приводят примеры, особенно на раннем этапе процесса формирования понятий. Они чаще начинают с конкретных примеров, а затем строят общую теорию. 
  • Мальчики лучше девочек могут производить вычисления, не видя и не трогая предметов. Так, при обучении математике мальчики часто осваивают материал лучше, если он изложен на доске.
  • Девочки предпочитают формировать понятия с помощью простого, обиходного языка, насыщенного конкретными деталями. Мальчики часто любят жаргон или закодированный язык.
  • В целом девочки по сравнению с мальчиками слушают лучше, слышат большую часть сказанного и легче запоминают многочисленные детали, произнесённые на уроке или в разговоре. Это обеспечивает им большую уверенность в сложном потоке разговора, а, следовательно, у них возникает меньшая потребность в их контроле с помощью доминирующего поведения или логических правил.
  • Мальчики обычно слышат меньше и чаще требуют чётких доказательств, подкрепляющих высказывания учителя или другого лица. Как нам кажется, девочки чувствуют себя увереннее при менее логичной последовательности высказываний и большей разрозненности учебного материала.
  • В начальных классах девочки лучше учатся за счёт аккуратности, большей собранности, лучшего почерка и т.п. У мальчиков же на этом фоне формируется комплекс неуспешности.
  • Мальчикам чаще становится скучно, чем девочкам. Для удержания их внимания часто требуется большое число разнообразных стимулов. Девочки лучше справляются со скукой при обучении, что оказывает огромное влияние на все стороны образования.
  • Девочкам в процессе обучения не требуется много двигаться. Мальчикам движение помогает не только стимулировать мозг, но и снижать импульсивность поведения.
  • Как мальчики, так и девочки выигрывают  от работы в команде и групповой работы, при этом первые стремятся создать более структурированные команды, а вторые – более свободные объединения. Мальчики тратят меньше времени на управление процессом работы в команде. Быстро выбирают лидеров и ориентируются на достижение цели.

     Учитывая всё вышесказанное уверены, что именно благодаря расширению нашего понимания половых различий мы сможем помочь нашим детям раскрыть свои огромные возможности в мире знаний.

    Изучая физиологические особенности мальчиков и девочек, становится понятно, как важно по-разному стро­ить обучение и воспитание этих групп детей.

   В раздельных классах дети собраннее на уроках. Им легче отвечать у доски, они не так смущаются. Девочке, если у неё заниженная самооценка, если она плохо адаптируется в коллективе, однозначно лучше в «женском» классе.

   Нормальному мальчику, отсидевшему урок, просто необходимо попрыгать, побороться, повозиться с товарищами. А девочки начинают им подражать, перенимают их мальчишечьи привычки. Хотя им-то это совершенно не нужно. У них должен быть другой тип поведения - более степенный, скромный.

    Несмотря на то, что пока немногие педагоги поддерживают раздельное обучение, большинство всё же признаёт необходимость дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам. Такие учителя используют эти различия в обучении, помогая мальчикам и девочкам максимально развить их стиль обучения. Благодаря появлению новых исследований о различиях полов, мы можем составить план действий, их учитывающий. Но, разумеется, не будем забывать, что это тенденции, а не аксиомы. Каждый ребёнок индивидуален, и такие качества, как характер, часто оказываются важнее половой принадлежности при формировании стиля обучения.

   В итоге, вместо заключения, предлагаем следующие рекомендации:

    Мальчики

  • Лучше ориентируются в пространстве и времени
  • Выше конструктивные, пространственно-зрительные способности
  • Лучше развита крупная моторика
  • Выше логические и математические способности
  • Склонность к лидерству, риску
  • Выше агрессивность
  • Выше гибкость мышления
  • Предпочитают поисковую деятельность
  • Не любят повторения
  • Труднее адаптируются к неподходящим для них условиям деятельности, пытаются от них избавиться
  • Эффективно воспринимают информацию о действиях (все глагольные формы).
  •  Хорошо усваивают сложные в логическом плане сюжеты рассказов, все воспринимают аналитически.
  •  Мало реагируют на интонацию речи и модуляцию голоса, то есть на эмоциональную его окраску.
  •  Адекватно реагируют на положительные и отрицательные оценки их деятельности. Похвала побуждает сделать что-то еще, то есть цикл становится непрерывным.
  •  Высокая активность умственной работы в условиях дефицита времени.
  •  Высокая отзывчивость на первый информативный призыв, при повторении активность ответов резко снижается.
  •  Быстро и легко решают новые задачи, хуже — стереотипные.

Девочки

  • Требуют спокойной обстановки, последовательно выстроенной деятельности
  • Любят утвердиться в правильности своих знаний и решений путем повторения
  • Лучше адаптируются
  • Стараются получить качественный результат, который может быть положительно оценен другими

При обучении мальчиков важны:

  • Высокий темп работы, информационная насыщенность урока
  • Смена видов деятельности в течение урока
  • Привести к пониманию принципов, натолкнуть на собственное их открытие
  • Давать задания на поиск, на сообразительность
  • Необходимо «проживание» ситуации в образе, в движении
  • Чаще использовать метод «мозгового штурма», отталкиваться от их    идей
  • Переводить усложненный язык учебника на язык разговорной речи
  • Подчеркивать сложность задания и одновременно свою уверенность в том, что они справятся
  • Осторожно поддерживать дух соревновательности, отслеживая тех, кому это может нанести вред
  •  Дать возможность продемонстрировать знания в неречевой форме
  • Организовать возможность активной двигательной деятельности (нетравматической) на переменах
  • Хвалить, подчеркивая, за что хвалите
  •  Дозировать отрицательную оценку: давать ее кратко, выразительно, четко

При обучении девочек важны:

  • Проработка и детализация новой    информации
  • Давать правила, технологии
  • Можно давать задания на запоминание, на повторение
  • Обращаться к личности, давать возможность «пропустить ситуацию через себя»
  • Необходимо оречевление каждого этапа работы
  • Соблюдать последовательность и      поэтапность работы; вестизасобой по последовательной цепочке событий
  • Давать мимические, жестовые и другие опоры девочке во время  ее ответа; давать возможность идти от одной такой опоры к другой
  • Подчеркивать моменты  знакомости  задания, то, что подобное уже делали раньше
  • Избегать излишнего соперничества
  • Поддерживать, не потерять девочек, способных к выдвижению идей
  • Организовать возможность игры в небольших группах на перемене
  • Хвалить ее как личность
  • Снимать речевую агрессию
  • Привлекать девочек к совместному обсуждению того, что включается в понятие женственности; проигрывать ситуации, в которых девочки должны вести себя по-женски
  • Избегать ситуаций, провоцирующих ревность девочек друг к другу

    Никогда не забывайте, что перед вами не про­сто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им осо­бенностями восприятия, мышления, эмоций.

Печать

уроки Joomla